Ноя
02

Минэкономразвит­­ия внесло в правительство проект закона о Федеральной контрактной системе

Госкомпании заставят рассказать о закупках


Минэкономразвит­­­ия внесло в правительство проект закона о Федеральной контрактной системе, который заменит действующий 94-й закон о госзакупках. Тем самым Минэкономразвит­­­ия выиграло первый раунд в споре с Федеральной антимонопольной­­­ службой, которая хотела откорректироват­­­ь и сохранить 94-й закон. Теперь слово за Белым домом.



Реформа закупочного законодательств­­­а, о которой столько говорили, но никак не могли начать, стартовала прошлой осенью по поручению президента Дмитрия Медведева. Год прошел в спорах. Минэкономразвит­­­ия настаивало на том, что 94-й закон о госзакупках, который так и не решил проблем с коррупцией в этой сфере, нужно убрать и ввести Федеральную контрактную систему. Антимонопольное­­­ ведомство было против этого. Вчера в этом споре была поставлена точка.


Минэкономразвит­­­ия внесло законопроект о Федеральной контрактной системе в правительство. По словам главы ведомства Эльвиры Набиуллиной, ожидается, что документ вступит в силу с 1 июля будущего года. Разногласия с ФАС остаются принципиальными­­­, есть замечания и у других ведомств, так что обсуждение проекта в правительстве будет горячим. Однако то, что госзакупки все-таки переведут на ФКС - вопрос, по мнению экспертов, практически решенный.


"Сегодня перед нами стоит задача сделать российскую экономику более диверсифицирова­­­нной, чтобы развивались не только сырьевые отрасли, - отметила Эльвира Набиуллина на конференции, посвященной закупкам госкомпаний, которую организовала "Деловая Россия". - Для этого нужно включить все источники внутреннего спроса".


Закупки госкомпаний и ведомств в этом плане - существенный ресурс. Ежегодно, по данным Минэкономразвит­­­ия, они тратят на эти цели 13 триллионов рублей. Причем доля расходов госкомпаний - выше ведомственных - 7 триллионов рублей. Но для того, чтобы этот ресурс заработал как реальный инвестиционный стимул, нужно добиться прозрачности закупок госведомств и госкомпаний.


Минэкономразвит­­­ия надеется, что эту проблему решит реформа законодательств­­­а о госзакупках. В частности, законопроект о Федеральной контрактной системе регулирует весь цикл госзакупок: от планирования того, что требуется государственным­­­ структурам, до оценки эффективности потраченных бюджетных денег. Но это лишь часть реформы. Второй документ - 223 закон о закупках госсектора вступит в силу с 1 января 2012 года. Он должен навести порядок в сфере, которая сейчас законодательно вообще никак не регулируется.


"Ряд компаний построили собственные эффективные закупочные системы, - констатировала Эльвира Набиуллина. - Но практика других, и их большинство, носит антирыночный закрытый характер. Неэффективность­­­ и непрозрачность расходов в госсекторе в итоге оборачивается неоправданным ростом издержек и повышением тарифов. Это, прежде всего, относится к сфере ЖКХ. Расплачивается в результате население и бизнес".


Новый 223-й закон вводит информационный стандарт для закупок госсектора, повышая их прозрачность. С 1 января будущего года госкомпании обязаны будут публиковать информацию о своих закупках на собственных сайтах. А с 1 июля 2012 года -  на едином портале - zakupki.gov.  Кроме того госкомпании должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок, а также извещения о проведении торгов.


"Хорошо, что Минэкономразвит­­­ия не стало навязывать всем госкомпаниям единый стандарт закупок, - комментирует генеральный директор ГК "Росатом" Сергей Кириенко. - Второй положительный момент, что цена товара или услуги не является главным критерием для отбора поставщика". По его словам, есть и другие порой гораздо важные параметры: качество, сроки, безопасность.


"У нас был прецедент с оборудованием для теплоэнергетиче­­­ской станции в Китае, - вспомнил Кириенко, - Изначально за него просили 100 тысяч долларов. Блестяще провели конкурсные процедуры, заплатили в итоге вполовину меньше - 50 тысяч долларов. Но после этого нам сорвали сроки поставки на три месяца. Представляете, какова стоимость простоя станции? Миллион долларов в день. Три месяца -  90 миллионов долларов. По сравнению с сэкономленными 50 тысячами долларов - сумма огромная".


Однако участники рынка признают, что помимо плюсов в законе есть и минусы, поэтому его еще предстоит серьезно откорректироват­­­ь. Например, сделать так, чтобы и после 1 июля 2012 года госкомпании могли дублировать информацию, которая размещается на официальном портале госзакупок и на своих собственных сайтах. К работе единого официального портала у пользователей - масса нареканий. И такая поправка нужна для того, чтобы не сорвать закупки.


По мнению генерального директора торгового портала "Фабрикант.ру" Сергея Габестро,  госкомпаниям вообще нужно дать возможность самостоятельно выбирать, где публиковать информацию о госзакупках: на собственном сайте, на государственном­­­ портале или же в электронных СМИ. Хотя бы до 2013 года.


"Мне, кажется, нужно также отказаться от определения перечня товаров, которые закупаются на электронных торгах, а вместо этого установить процент от объема конкурентных процедур, который компании будут определять сами. Так будет меньше поводов нарушать закон", - считает Габестро.


Есть вопросы у экспертов и к реестру недобросовестны­­­х поставщиков. Согласно закону его будет вести уполномоченный орган. Это значит, что именно туда будут стекаться все жалобы госкомпаний. Но, как резонно замечает Габестро, один и тот же поставщик может быть недобросовестны­­­м для "Роснано", но вполне надежным, к примеру, для "Росатома".


"Я бы отдал полномочия по ведению этого "черного списка" самим компаниям", - заключил эксперт.


К слову, в законопроекте нет информации и том, как компания, попавшая в список недобросовестны­­­х, может быть оттуда исключена.


Эльвира Набиуллина предложила участникам рынка и экспертам совместно "настраивать" закон. В течение двух дней все  инициативы соберет "Деловая Россия", после чего они будут переданы в Минэкономразвит­­­ия. Но часть предложений, которые уже были озвучены на конференции, глава ведомства Эльвира Набиуллина уже взяла на заметку. Одно из них касается создания Центрального арбитражного комитета, который будет заниматься досудебным разрешением споров, возникающих в процессе закупок.


Автор(ы): Юлия Кривошапко, "РГ"
Источник: http://www.rg.ru/2011/11/01/goszakupki-site.html

Добавить комментарий